Теория у-син
Если понятия инь и ян выражают энергетическую двойственность как два магнитных полюса, то 5 элементов представляют 5 стадий Ци.
Учение о пяти элементах возникло из общей теории инь-ян. Древние представления о диалектике развития мира, явлений формируются с привлечением возможного в то время понимания формы развития, субстанций бытия. В традиционной китайской, и в целом древневосточной философии, не могли не обратить внимания на взаимосвязанные циклические явления, как в природе, так и в человеческом организме: ночь-день, утро-вечер, - зима-лето, а также бодрствование-сон, вдох-выдох, систола-диастола и т.д. К примеру, связи внутри суточного цикла выглядят так: день "рождает" вечер, вечер "рождает" ночь, ночь-утро, утро сменяется днем и опять день "рождает" вечер т.д.
Древние ученые считали, что цикличность свойственна всем явлениям. По их мнению, организация природы и всей Вселенной представляет собой циклы чередования инь и ян, что особенно наглядно иллюстрирует само течение года.
Каждый из циклов состоит из четырех последовательных состояний: 1) рождение (возрастание), что соответствует утру, весне и т.д.; 2) максимальная активность, что соответствует полдню, лету и т.д.; 3) упадок, что соответствует вечеру, осени и т.д.; 4) минимальная активность, что соответствует ночи, зиме и т.д.
Эти последовательные состояния отображаются и в пространстве. Так, восток (восход солнца, утро) соответствует рождению, юг - максимальной активности, запад - упадку (заход солнца, вечер), север - минимальной активности.
В дальнейшем, изучая циклы, состоящие из четырех последовательных состояний, или этапов, древние ученые обобщили их и присвоили каждому из них свой смысл.
К четырём символам, или элементам, они добавляют еще один, пятый элемент, который, по их воззрениям, служит центром и осью для циклических изменений во всем мироздании. Этот элемент -земля, ибо все циклические явления характерны для земли и происходят на земле
Каждый из пяти Первоэлементов – это символ жизненных процессов, протекающих как в природе, так и в человеке.
Дерево – символ рождения, роста (переход от пассивной силы Инь к активной силе Ян).
Огонь – символ максимальной жизненной активности.(максимум Ян)
Металл – символ начинающегося упадка (от Ян к Инь).
Вода – символ минимальной активности (максимум Инь ).
Земля – центр и ось циклических изменений.
Первые письменные сведения об У СИН содержатся в трактате "Шу цзин" (иначе - "Шан шу"),который по преданию был составлен Конфуцием с целью установления основных правил управления государством. В разделе "Хун фань" приводится следующий фрагмент:
У Син указывают на Му-Дерево, Хо-Огонь, Ту-Землю, Цзинь-Металл и Шуй-Воду.
Первое называется Шуй-Вода. Водой называется то, что производит "осаждение влаги". "Осаждение влаги" образует солёность.
Второе называется Хо-Огонь. Огнём называется то, что производит "взметание вверх". "Взметание вверх" образует горечь.
Третье называется Му-Дерево. Деревом называется то, что обуславливает "прямизну-кривизну". "Прямизна-кривизна" образует кислотность.
Четвёртое называется Цзинь-Металл. Металлом называется то, что производит "сжатие-изменение состояния". "Сжатие-изменение состояния" обуславливает острый вкус.
Пятое называется Ту-Земля. Землёй называется то, что производит "посев-получение". "Посев-получение" обуславливает сладость.
Считалось, что космос постоянно проецирует на Землю Ци-энергию, качественные характеристики которой цикличны. Весной - это Ци Дерева, летом - Ци Огня, в сезон "лето роста" - Ци Земли, Осенью - Ци Металла и зимой - Ци Воды.
В то же время, каждое из этих Ци имело собственные качественные характеристики: для Ци Дерева - это Ветер, для Ци Огня - это Жара, для Ци Земли - Влажность, для Ци Металла - Сухость и для Ци Воды - Холод.
В таком случае, Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода должны пониматься как циклические параметры Ци-энергии на определённых этапах её циклической эволюции. Иначе говоря, У СИН - это фазы циклической эволюции Ци.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ У-СИН
Взаимоотношения Пяти элементов проявляются в пяти основных направлениях: порождение (шэн), угнетение (кэ), избыточное угнетение (чэн), противоугнетение (у), а также нарушение взаимодействия «сына» и «матери»
Цикл Порождения.
Этот цикл показывает, как один элемент порождает другой, который в свою очередь помогает в сотворении третьего и т.д. Рассмотрим полную последовательность:
Дерево питает огонь
Огонь рождает землю
Земля производит металл
Металл порождает воду
Вода питает дерево
Взаимоотношения Пяти элементов по принципу взаимного порождения также называются связями типа «мать—сын», где каждый элемент одновременно является «сыном» порождающего элемента и «матерью» порождаемого. Например, Дерево порождает Огонь, а Огонь порождает Землю. В этом случае Дерево будет «матерью» Огня, Огонь — «сыном» Дерева и «матерью» Земли, а Земля — «сыном» Огня.
Цикл угнетения
Этот цикл объясняет, каким образом один элемент контролирует другой. В некоторых текстах этот цикл называют разрушительным, но здесь скорее всего, речь идёт о влиянии контроля над элементами, так как металл может порезать (распилить) дерево, но не обязательно полностью уничтожить его, или дерево может извлечь жизнь из земли, но не полностью истощить её и т.д. Рассмотрим полный цикл:
Огонь плавит металл
Металл режет дерево
Дерево истощает землю
Земля загрязняет воду
Вода тушит огонь.
Цикл контроля показывает естественную форму контроля системы, в общем равновесии все элементы являются контролирующими и контролируемыми. Если контролирующий элемент превышает разумные ограничения, то тогда это действительно может превратиться в разрушительный цикл.
Порождение и угнетение являются двумя неразрывными и обязательными свойствами Пяти элементов, уравновешивая их аналогично Инь и Ян. Без порождения не будет роста и развития. Без угнетения не будет баланса и координации процесса роста и развития. Рост и развитие нуждаются в контроле, а контроль — в росте. Противоположности образуют единство. Взаимный баланс между порождением и угнетением обеспечивает нормальное функционирование всей системы Пяти элементов.
Цикл избыточного угнетения.
Этот цикл также известен как отношение матери и ребёнка. Он состоит в перестановке цикла творения и описывает как элемент, следующий после другого элемента, может ослабить или истощить его.
Металл ослабляет землю
Земля ослабляет огонь
Огонь ослабляет дерево
Дерево ослабляет воду
Вода ослабляет металл.
Например, металл является сыном земли, его чрезмерное изъятие истощает землю, дерево является сыном воды, здесь понимается, что рост дерева (растения, деревья) приводит к сокращению количества воды.
Избыточное угнетение происходит по тому же пути, что и обычное угнетение, однако, в отличие от него, угнетение выходит за нормальные рамки и является патологическим. Оно может проявляться в двух направлениях:
1. Когда один из Пяти элементов слишком силен, он может избыточно угнетать другой элемент. Например, в нормальном состоянии Дерево угнетает Землю. Если Дерево слишком сильно, оно может избыточно угнетать Землю, вызывая ее ослабление. Это явление известно как «Дерево избыточно угнетает Землю» .
2. При слабости одного из элементов угнетающий его элемент становится соответственно сильнее, а угнетаемый еще слабее. Например, при слабости Земли сила Дерева повышается, что вызывает еще большее ослабление Земли. Это явление известно как «слабая Земля избыточно угнетается Деревом».
Цикл противоугнетения
Этот цикл является противоположностью цикла контроля и объясняет, как действует система контроля при потере согласованности и равновесия. Рассмотрим цикл и некоторые примеры:
Дерево повреждает металл
Металл повреждает огонь
Огонь повреждает воду
Вода повреждает землю
Земля повреждает дерево.
Можем сказать, что если мощное дерево повреждает металл, так как он теряет первоначальный натиск, стараясь контролировать или "резать" дерево, то же самое можно сказать о сильном огне, испаряющем воду, не давая ей возможности контролировать его, или чрезмерное количество воды уносит за собой землю, которая теряет при этом устойчивость и твёрдость.
1. Когда один из Пяти элементов слишком силен, он в недостаточной степени подвержен действию угнетающего элемента и начинает сам угнетать его, то есть противоугнетать. Например, в нормальном состоянии Металл угнетает Дерево. Когда Дерево слишком сильно, чтобы быть угнетаемым, оно само начинает угнетать Металл (противоугнетать). Это явление известно как «Дерево противоугнетает Металл» .
2. При слабости одного из элементов он не в состоянии угнетать угнетаемый элемент и напротив начинает сам подвергаться его противоугнетению. Например, при слабости Металла он не в состоянии угнетать Дерево и начинает подвергаться противоугнетению Дерева. Это явление известно как «слабый Металл противоугнетается Деревом»
Нарушение взаимодействия «сына» и «матери»
является аномальным проявлением порождающей связи среди Пяти элементов. При различных нарушениях оно может проявляться в двух направлениях:
1. В нормальных условиях Вода порождает Дерево, то есть Вода является «матерью», а Дерево «сыном». При нарушениях Воды она проявляет отрицательное воздействие на Дерево, то есть болезнь «матери» передается «сыну» . В этом случае последовательность воздействия совпадает с последовательностью порождения.
2. При нарушениях Дерева оно проявляет отрицательное воздействие на Воду, то есть болезнь «сына» повреждает «мать» . В этом случае последовательность воздействия противоположна последовательности порождения.
1. Избыточность созидающей связи ведет к преобладанию какого-либо элемента. Например, если "дерево" окажет избыточно стимулирующее действие на огонь", то он начинает преобладать.
2. Недостаточность, или дефект, созидающей связи ведет к тому , что последующий элемент ослабевает. Например, если "дерево" недостаточно стимулирующе действует на "огонь", то он ослабевает.
3. Избыточность деструктивной связи ведет к тому, что последующий элемент этой связи ослабевает. Например, если "огонь" окажет избыточное угнетающее действие на "металл", то последний ослабевает.
4. Недостаточность, или дефект деструктивной связи ведет к тому что последующий элемент этой связи преобладает. Например, если "огонь" недостаточно угнетающе действует на "металл", то последний усиливается.
Итак, любое изменение одного из видов связи ведет к нарушению равновесия. Этот процесс значительно усугубляется при изменении двух и более видов связи.