Концепция Инь-Ян
Концепция инь - янь составляет диалектическую основу мировоззрений Древнего Востока.
Любой объект, процесс или явление, включая человека и Вселенную, имеет свой закон развития или путь, по-китайски Дао. Это путь, по которому идет природа.
Дао - изначальный единый принцип Вселенной, разделяясь, порождает две силы - Инь и Ян. Поэтому путь Дао есть динамика процессов Инь и Ян. Это две стороны, две противоположности любого процесса или явления. Везде и во всем есть два противоположных начала, два полюса или антипода. Их взаимодействие и чередование обеспечивает процесс развития и цикличность любого явления.
Силы Ян - символизируют Свет, Тепло, Добро, Деятельность, все положительное, хорошее, мужское начало.К ян относятся солнце, день, мужское начало, верх, наружная и левая стороны, движение наружу, а также такие понятия, как сильный, явно выраженный, активный, быстрый и т. д.
Постепенно нарастая одна в другой, они переходят стадию предела, когда преодоление одного начала сменяется преодолением другого. Затем начинается обратное движение. Этот процесс бесконечен, ибо движение во вселенной вечно.
Идею вечного движения и борьбы противоположных начал воплощает известный графический образ Инь-Ян (монада) - темная и светлая доли круга ,где белая часть круга - сила Ян, а черная - Инь.
Черный кружок на белом фоне означает, что Ян рождает Инь, а белый кружок на рождает Ян. Уменьшение Ян приводит к увеличению Инь и, наоборот .
Каким бы тесным ни было взаимодействие, оно всегда предполагает относительную самостоятельность участвующих в этом элементов. Концепция единого целого распространяется не только на взаимодействие, но и на взаимопроникновение инь и ян, то есть в структуре одной противоположности можно обнаружить элементы другой.
Так, в ян заложен инь ("зародыш инь") и наоборот,таким образом возникает взаимопроникающая связь.
Одно из основных положений концепции инь-ян заключается в том, что эти противоположные начала пребывают в состоянии постоянного противоборства, одновременно ограничивая друг друга. Преобладание одного начала вызывает недостаток другого и наоборот, при ослаблении какого-либо из начал наступает чрезмерное усиление другого.
Инь и Ян представляет собой конкретные формы, как противоположные начала включены во все предметы и явления природы. Инь и Ян, хотя и являются противоположными началами, их противоположность не постоянна. Они не рассматриваются как бы застывшими во времени, данными раз и навсегда. Инь и Ян имеют свои процессы внутреннего развития. Развиваются каждый внутри себя и имеют взаимные переходы. Так, процветание Инь рождает Ян, процветание Ян рождает Инь. Взаимообуславливающие и взаимопроникающие связи создают полную гармонию мира и жизни.
В нормальном состоянии, то есть в здоровом организме, обществе, природе между Инь и Ян должна быть сохранена тесная связь и полное уравновешивание. Инь и Ян должны сменяться, чередоваться в соответствии с ритмами Вселенной. В этом и состоит путь Дао.
При нарушении равновесия Инь Ян, что возможно в результате преобладания одного над другим, возникают аномальные явления или даже раскол Инь и Ян, обрыв их связи, которые ведут к уничтожению предметов и явлений мира.
Взаимодействуя и развиваясь, Инь и Ян порождают тончайшие энергетические токи - жизненную энергию Ци. Ци вокруг нас и внутри нас. Всегда изменяется, следуя природным законам Инь Ян, смене дня и ночи, временам года, фазам Луны, движениям планет.
Теория Инь Ян является способом описания и изображения перемен, способом видения и контроля ритмов жизни.
Любое единое целое (явление, существо, состояние и т.д.) состоит из двух противоположных начал - Инь и Ян, соперничающих и дополняющих друг друга. При этом ни Инь, ни Ян не могут существовать изолированно друг от друга.
Действие начал Инь Ян заключается в следующем:
- они стремятся подавить друг друга;
- оба начала находятся в тесной взаимосвязи и способны превращаться одно в другое: «в Инь есть Ян, в Ян есть Инь»;
- борьба и взаимопревращение Инь и Ян дают источник развития и преобразования;
- нарушение гармонии между Инь и Ян ведет к нарушению всякого движения, развития.
Инь и Ян находятся в состоянии постоянного противоборства, они ограничивают друг друга. Если одно начало доминирует, то возникает недостаток другого, и наоборот.
В книге «Су-вэнь» написано, что Инь борется внутри, а Ян вызывает волнение снаружи, так как Инь ведает внутренней средой, а Ян - внешними проявлениями. Когда Инь и Ян противоборствуют друг с другом вверху и внизу, то возникают явления пустоты и заполнения при этом Инь и Ян сменяют друг друга.
Постоянная борьба Инь Ян, стремление к вытеснению друг друга являются движущей силой изменения и развития вещей. Как полярные противоположности, Инь и Ян зависят друг от друга:
- Ян означает верх, Инь - низ (без верха не может быть низа, и наоборот);
- левая сторона тела соответствует Ян, правая - Инь (без правой стороны нет левой, и наоборот);
- жара соответствует Ян, холод - Инь (без жары нет холода, и наоборот);
- переполнение, избыточная функция соответствуют Ян, опорожнение, слабость функции - Инь (без переполнения нет опорожнения, и наоборот).
В человеческом организме Инь обозначает материальные составляющие тела, а Ян - его функции. Деятельность организма относится к Ян, а пищевые вещества - к Инь; Инь сохраняется внутри и является материальной основой для Ян, а Ян внешне функционирует как проявление деятельности Инь.
В соответствии с представлениями современной западной медицины, структуры органов тела образуют материальную основу различных функций, что в традиционной медицине находит выражение в словах: Инь является сторожем Ян.
Инь и Ян никогда не находятся в покое, они постоянно дополняют и изменяют друг друга. Если Ян отступает, то увеличивается Инь, а если отступает Инь, то происходит увеличение Ян.
В традиционной китайской медицине считается, что органы Ян функционируют за счет потребления продуктов питания Инь; при этом происходит увеличение Ян и ослабление Инь. В то же время обмен веществ, обусловленный поступлением в организм продуктов питания Инь, требует расхода некоторого количества энергии Ян. В этом случае происходит усиление Инь и ослабление Ян. В нормальных условиях эти процессы находятся в равновесии.
Если же ослабление или усиление переходит известные границы, то состояние равновесия может нарушиться, - возникает избыток Инь или Ян, что ведет к различным патологическим процессам.
Медицинские аспекты Инь-Ян подхода:
Инь |
Ян |
Спереди |
Сзади |
Внутри |
Снаружи |
Внизу |
Вверху |
Справа |
Слева |
Парасимпатический |
Симпатический |
Гипофункция |
Гиперфункция |
Опустошенность |
Переполнение |
Пустота |
Полнота |
Холод |
Жара |
Бледность |
Покраснение |
Дегенеративные заболевания |
Инфекционные заболевания |
Хронические заболевания |
Острые заболевания |
Пониженный тонус, аппетит... |
Повышенный тонус, аппетит... |
Подавленность |
Возбуждение |
Гипотония |
Гипертония |
Внутренние органы |
Переферия, конечности |
Инь-органы |
Ян-органы |
Концепция Инь Ян служит основой не только теоретических представлений древней восточной медицины, но и основой диагностики и лечения.
Диагноз ставится на основе признаков преобладающей в данный момент в организме энергии. Так, например, стремительное развитие болезни, высокая температура, бессонница, гиперактивное поведение, быстрая жестикуляция, сильные эмоции и агрессивность, неестественный блеск глаз, покраснение и сухость губ и языка - все это свидетельствует об избытке энергии Ян в организме. Медленное развитие болезни, выраженная потливость, быстрая утомляемость, слабость, сонливость, пассивность, подавленные эмоции, тусклые глаза, бледный, влажный язык - это признаки избытка Инь.
Люди, как и все в природе, также подразделяются по своему типу на Инь и Ян. Но очень редко люди бывают равномерно Инь или Ян. В чем-то могут преобладать иньские тенденции, в чем-то янские. С пребыванием Ян убывает Инь, и наоборот.
Китайские врачи выделяют четыре основных типа таких нарушений:
1. излишек Ян при Инь недостатке;
2. недостаток Ян при Инь излишке;
3. излишек Ян и Инь одновременно;
4. недостаток Ян и Инь одновременно.
Причем в одних органах или частях тела может быть избыток Ян, влекущий за собой соответствующие болезни, а в других - недостаток, также проявляющийся недугами. Поскольку любое заболевание происходит, с точки зрения традиционной китайской медицины, лишь из-за увеличения либо уменьшения Инь или Ян, то, прибавляя или отнимая Ян или Инь можно восстановить утраченное здоровье.
Но нет абсолютного Инь или абсолютного Ян, в каждом явлении обязательно присутствует и то, и другое. Инь и Ян противоположны лишь по отношению друг к другу.